Термины планирования
Основные термины планирования, приведены в алфавитном порядке.
- AQH (Average Quarter Hour):
- для радио — средний рейтинг 15 минут — стандартная единица отчётности, показывающая значения аудитории средней 1/4 часа рассматриваемой части дня. Наиболее часто используется при оценке аудитории и планировании кампаний на радио. Для ТВ — рейтинг 1 мин. (См. Средний рейтинг).
- AIR (Average Issue Readership):
- средняя аудитория одного номера — среднее количество читателей одного выпуска издания. Аналог рейтинга в прессе, выражается в процентах от населения или целевой группы.
- CPA (Cost Per Action):
- модель закупки трафика, которая предусматривает оплату рекламы в случае совершения пользователем покупки или совершения определенного действия (звонок, заполнение формы обратной связи).
- CPM (Cost Per Mille):
- цена за тысячу — см. СРТ.
- CPP (Cost Per Point):
- стоимость пункта — обычно предполагает оценку стоимости одного пункта рейтинга (см. CPR), но также может использоваться для оценки стоимости одного пункта охвата.
- CTR (Click-Through-Ratio):
- отношение числа посетителей, перешедших на сайт по ссылке, к числу показов рекламного объявления (баннера, анонса и пр.). Измеряется в процентах. Называется также откликом.
- CPT (Cost Per Thousand):
- цена за тысячу — показывает стоимость покупки охвата 1000 человек аудитории или покупки 1000 контактов с рекламным сообщением. Обычно используется для сравнения ценовой эффективности различных рекламных носителей.
- GI (Gross Impressions):
- сумма аудиторий рекламоносителей, используемых в кампании. Размер GI может превышать размер всего населения (целевой группы), т.к. при определении GI учитывается каждое обращение представителей аудитории к носителям, в том числе повторные обращения к одному и тому же носителю. То есть, считается каждый контакт аудитории с рассматриваемыми носителями. См. OTS, GRP.
- OTS (Opportunity To See):
- часто используется для обозначения Gross Impressions при оценке кампаний, которые используют носители, обеспечивающие визуальный контакт с рекламным сообщением.
- GRP (Gross Rating Point):
- сумма рейтингов рекламоносителей, используемых в кампании — GI или OTS рекламной кампании, выраженные в процентах от численности населения. GRP обычно используется для обозначения медиа-веса рекламной кампании.
- HUT (Households Using Television):
- термин, обозначающий общее количество домохозяйств смотревших телевизор в рассматриваемый период времени.
- Inheritance Effect:
- элемент обычного поведения телевизионной аудитории, характеризуется частичным переходом аудитории одной передачи в аудиторию следующей за ней передачи.
- Index T/U (Target/Universe):
- индекс соответствия целевой группе; индекс больше 100 означает, что план нацелен на целевую группу. Рассчитывается: [Reach% в целевой группе] / [Reach% в target base] * 100. То же, что Affinity Index.
- Listening Mention:
- основная единица измерений аудитории радио. Обычно определяется как прослушивание рассматриваемой станции в течение как минимум 5 минут. Если это прослушивание имело место, то респондент считается представителем аудитории данной станции.
- PPC (Pay-Per-Click):
- оплата за клик на текстовое объявление или графическое изображение, баннер.
- PUR (Persons Using Radio):
- термин, обозначающий общее количество человек, слушавших радио в рассматриваемый период времени.
- PUT (Person Using Television):
- термин, обозначающий общее количество человек, смотревших телевизор в рассматриваемый период времени.
- Share of Voice:
- термин, используемый для обозначения рекламного присутствия определенного бренда относительного других брендов рассматриваемой товарной категории. Часто определяется через затраты на рекламу каждого бренда.
- TRP (Target Rating Point):
- сумма рейтингов в целевой группе.
- TSL (Time Spent Listening):
- количество минут, затрачиваемое средним представителем аудитории на прослушивание станции в течение определенного периода времени.
- Аудитория:
- в узком смысле — количество слушателей/читателей/зрителей рассматриваемого носителя рекламы.
- Дневник:
- бумажная тетрадь, используемая исследовательскими компаниями для сбора информации о телесмотрении и радиослушании аудитории. Обычно респонденты регистрируют в дневнике свои контакты с телевидением и/или радио в течение недели. При регистрации респонденты отмечают обращение к эфирным СМИ по 15-ти минутным интервалам.
- Доля:
- в простейшем виде процент зрителей передачи/станции среди всех смотрящих телевизор в рассматриваемый момент времени или процент слушателей станции среди всех слушающих радио в рассматриваемый момент времени.
- Инерция:
- тип поведения аудитории, который предполагает, что в отсутствие серьёзных изменений в сетке вещания не должен меняться объём и состав этой аудитории.
- Качественные рейтинги:
- числовые характеристики аудитории, которые описывают не только объём аудитории, но и её реакции, интерес и внимание к рассматриваемой передаче, каналу.
- Контр-программирование:
- стратегия программного наполнения станции, согласно которой сетка вещания станции нацелена на аудиторию, не охватываемую конкурентами. Например, в противовес новостям на одном канале, другой ставит в это же время развлекательные программы.
- Накопленная аудитория (Cumulative audience, Cume):
- размер аудитории, охваченной станцией в течение какого-то определенного периода времени. См. также Охват.
- Оборот:
- индекс, отношение накопленной аудитории станции к её средней аудитории 1/4 часа.
- Охват (Reach):
- количество людей, смотревших/слушавших ТВ/ радио хотя бы единожды в течение определенного периода времени или хотя бы раз контактировавших с сообщениями в рамках рассматриваемой рекламной кампании. Выражается в тысячах человек или в процентах от населения рынка. См. Накопленная аудитория, частота. Reach (1+, 3+, 5+) Охват. в тыс. человек от целевой аудитории, видевших рекл. сообщение не менее 1 и более раз (3, 5) раз.
- Панель:
- вид лонгитьюдного исследования, которое проходит в течение некоторого времени на неизменной выборке респондентов. Пример панельного исследования в России — телевизионная панель TV Index.
- Пассивная аудитория:
- термин, описывающий аудиторию неизбирательную при просмотре ТВ. Для такой аудитории просмотр телевизора является привычкой и она смотрит практически всё подряд.
- Пипл-метр:
- электронное устройство, регистрирующее канал, на котором работает телевизор, и зрителя. Если зрителю необходимо нажать какую-либо кнопку для своей регистрации, то пипл-метр называется активным, если пипл-метр не требует от зрителя дополнительных действий, то он называется пассивным.
- Покрытие (Coverage):
- потенциальная аудитория станции или сети, т.е. население, охватываемое или покрываемое сигналом её передатчика.
- Прайм-тайм:
- на телевидении обычно телевизионная часть дня с 19:00 до 23:00 и в выходные, на радио утренний прайм с 8 до 11 и вечерний с 18 до 20 часов.
- Прослушивание вне дома:
- обычно радиослушание вне дома подразумевает прослушивание радио в машине и/или на работе.
- Психографика:
- категория переменных, позволяющая определить отличия между людьми на основе их психологических характеристик, включая их мнения, интересы и отношения.
- Рейтинг:
- в узком понимании — люди или домохозяйства, слушавшие или смотревшие станцию (передачу) или читавшие издание, выраженные в процентах от всего населения.
- СPR (Cost Per Rating):
- стоимость пункта рейтинга — показывает стоимость покупки аудитории, соответствующей одному пункту рейтинга, GRP или TRP. См. также СРР.
- Сегментация:
- выделение на рынке подмножеств, часто связанное с нуждами маркетингового планирования или программными предпочтениями аудитории. См. Целевая аудитория.
- Средний рейтинг:
- рейтинг станции, программы или другого эфирного события за усредненную единицу времени за определенный период времени (часть дня, день, неделя и т.п.) Например, в панели TV Index минимальным средним рейтингом является средний рейтинг одной минуты, а в радио минимальной единицей усреднения являются 15-ть минут.
- Целевая аудитория (Target Group):
- любое четко заданное подмножество аудитории, которое рекламодатель хочет охватить рекламной кампанией или станция (программа, издание) хочет привлечь и охватить определенным программным (редакционным) наполнением.
- Частота (Freguancy):
- количество контактов с рекламным сообщением, в среднем приходящееся на одного представителя аудитории.
- Часть дня:
- период времени, выражаемый как интервал. Стандартными частями дня являются: утро (5:00—11:00), день (11:00—17:00), вечер (17:00—23:00), ночь (23:00—5:00), но могут использоваться и нестандартные части дня. Данное понятие используется для вычисления средних значений аудитории и покупки/продажи рекламного времени на радио.
- Эксклюзивная аудитория:
- количество представителей аудитории, рассматриваемое за определенный период, которые обращаются только к данному рекламному носителю и более ни к какому другому.
- Эффективный контакт:
- концепция медиапланирования, согласно которой сообщение становится эффективным после определенного количества контактов аудитории с ним. Часто используется вместо термина эффективная частота.